Перейти к верхней панели

Элементы материализма в джайнизме (1)

В свете рассматриваемой нами проблемы наиболее ценный материал мы находим в учении джайнизма о бытии.

     Исходное положение джайнистов: первооснова всего сущего (субстанция) делится на протяженную и непротяженную (2). Протяженная субстанция, в свою очередь, делится на живую (джива) и неживую (аджива). Живые субстанции – души (дживы) – обладают сознанием; это, так сказать, «субъекты» в философском смысле слова (3). Неживые субстанции (адживы) – «объекты» – это материя (пудгала) (4), пространство, время, дхарма (условие движения) и адхарма (условие покоя).

     Материя (пудгала), согласно джайнистам, – это вечная субстанция, неопределенная в отношении количества и качества. Она может увеличиваться или уменьшаться в объеме без присоединения или убывания частиц, или элементов; может принять любую форму и развить любые качества. Материя – носитель энергии, обладающий двумя видами движения; простым, т. е. общим, движением (поришпондоп) и движением постепенного развития, или эволюции. Пудгала, таким образом, представляет собой физическую основу мира.

     Все то, что возникает, существует и разрушается, джайнисты называют материальным телом. Количество материи всегда остается одним и тем же («не меняется»); «меняются» лишь материальные тела, вещи. Причина видоизменений – противоречие, или «различия в тождестве» (бхедабхеда).

     Джайнисты признают два вида изменений: 1) потеря старых качеств (5) (гун) и приобретение новых и 2) изменение формы. Изменение мира обусловлено распадом и соединением, комбинацией атомов.

     Джайнисты разрабатывали атомистическую теорию строения вселенной. Все физические предметы, согласно этой теории, являются результатом комбинации грубых и тонких атомов (прамапа). Отдельный атом (aнy) рассматривается как бесконечно малая величина, но имеющая вес. Потенциально в атоме заложена целая вещь, т. е., иначе говоря, потенциально он обладает и вкусом, и запахом, и цветом, и температурой, и осязательным качеством. Под воздействием осязательного качества (свойства) происходит слияние однородных атомов, что в конце концов приводит к образованию предмета или явления (6). Атом обладает и такими «свойствами», как вечность, бесконечность, несотворимость, неразрушимость. Следовательно, этими же свойствами обладает и материя, которая представляет собой совокупность атомов.

     Сравнивая атомистическую теорию джайнов с атомизмом Лукреция, можно заметить, что если джайны признавали за каждым атомом два рода качеств – первичное и вторичное, то Лукреций признавал у атома лишь одно – первичное – качество. Вторичное качество, согласно Лукрецию, возникает в результате сочетания (комбинации) атомов.

     Одно из главных различий между атомистическими взглядами древних греков и индийцев состоит в том, что греки пытались объяснить качество в терминах количества, а индийцы пытались объяснить количество в терминах качества (7).

     Джайнисты признают карму материальной (пудгалика). Карма, по их мнению, представляет собой материю в неосязаемой форме.

     Ссылки:

  •      (1) Имеется в виду не религия джайнизма, а философская идеалистическая система, которая оформилась в период VI-II вв. до н. э.
  •      (2) Непротяженная субстанция в учении джайнизма детально не рассматривается. О ней говорится лишь, что она «вечна, бесконечна, неподвижна, аморфна».
  •      (3) В произведениях джайнистов слово «джива» употребляется в разных смыслах: оно обозначает жизнь, жизнеспособность, сознание, душу. Дживы бесчисленны и разнообразны. В связи с признанием всеобщей одушевленности природы джайнисты разработали классификацию душ (джив) по признаку «степени и вида сознания». Так, например, в низший класс входят наиболее несовершенные (со «спящим» сознанием) души, обитающие в земле, воде, огне, воздухе и растениях (см. Umasvama. Tattvarthadhigama-Sutra, 2.22). Далее идут души животного мира и человека.
  •      (4) Пудгала, — «то, что поддается соединению и разъединению».
  •      (5) Джайнисты насчитывают шесть основных качеств: существованне, наслаждение, субстанциальность, познаваемость, тождественность и способность обладать формой.
  •      (6) Связь атомов в агрегатные состояния, или скандхи, происходит в следующей форме: два атома составляют сдвоенную скандху; строенная скандха образуется путем прибавления еще одного атома (ану) к сдвоенной скаидхе; таким же образом образуется четвертая и т. д.
  •      (7) См. Paul M a s s o n-O u r s e l. Comparative Philosophy Transl. V. С. С. Collum. L., 1926, p. 128.

Просмотров: 3