«Твердость в поклонении одному аспекту Бога абсолютно необходима. Ныряйте глубже. Не опустившись на самое дно океана, человек не может достать сокровище. Если вы будете плыть по поверхности, вы не можете достигнуть его. Учитесь любить Бога. Будьте поглощены любовью к Нему» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

ПРАБУДДХА БХАРАТАНаука и духовность: место встречи? | декабрь 2006  

    

      

 


               

 Наука и духовность: место встречи?

 

 

 

 

Редакционная статья

  

             

 

     Любые рассуждения о разуме и сознании по необходимости должны быть минимальными, так как они находятся на стыке науки, философии, психологии и духовности. Существует множество других дисциплин, готовых подать этот мяч. По сравнению с другими заботами человека разум и сознание являются маргинальными. При их отсутствии все проблемы просто перестают существовать. Сознание и разум, покушаясь практически на каждую сферу человеческих интересов, на сегодняшний день продолжают оставаться мало изученными.

 

     Предельные области всегда интересны, так как они являются местом встречи разных территорий с прерывистыми границами. Они заставляют нас смотреть поверх ограничений и иметь в виду различные точки зрения на окружающий мир. Люди и события, являясь само собой разумеещимися фактами на одной территории, подчас кажутся маловероятными, если помотреть на них из совершенно иной области. Данные противоречия часто превращаются в пограничные споры. Если крайние области становятся перекрестком, можно быть сбитым с толку из-за путаницы в фактах. Наука и духовность являются областями познания, которые обычно неплохо устраиваются внутри собственных систем верований и лишь иногда встречаются друг с другом. Они редко находятся на перепутье, оперируя собственными удобными понятиями.

 

 

 

     Научная и духовная территории

 

 

 

     Научный процесс руководствуется разумом, реализмом и прагматической переоценкой своих собственных позиций. Вершиной дедуктивного мышления является математическая логика. Предоставляя жесткие математические модели для физических событий, математика зачастую приводит к иллюзии, будто метод физических наук является рациональным. Однако последний существенно зависит от наблюдения и эксперимента, за которыми следуют обобщения, основанные на индуктивной логике. Несомненно, что это полностью реалистичный процесс. Он связан с рациональностью, когда для объяснения исследуемого феномена применяются математические или логические модели, генерируются гипотезы и предсказываются события. Постоянное обновление научных теорий, основанных на доказательствах, получаемых из наблюдений и экспериментов, показывает, что связь между разумом и физическим миром не является непосредственной. Эти обновления становятся революционными, когда ниспровергается хорошо обоснованная теория или укрепляются противоположные взгляды. Хорошо известные примеры подобных революций - теория относительности и квантовая механика.

 

     В сущности научный метод является натуралистическим. Он ищет объяснений внутри исследуемой информации и области разума. Поэтому его территория отчетливо отличается от религиозной или духовной, так как последняя претендует на изучение и говорит о сверхчувственных и сверхестественных фактах и событиях. Существует следующее определение Вед: "Pratyakoeianumitya va yastepayo na budhyate, enao vidanti vedena tasmad-vedasya vedata; Метод, который становится известным Ведам, не является постижением через непосредственное восприятие или умозаключение; поэтому Веды известны как вместилище знания". Ачарья Шанкара одинаково категоричен в своем утверждении области Вед: "Значимость Вед состоит в открытии того, что находится за пределами непосредственного восприятия... даже сотни ведических текстов не будут иметь силу, если они будут утверждать, что огонь является холодным и не светит!"

 

     Обладая ясно очерченными территориями, науки и духовность (или религия) имеют не много поводов для споров и ссор. Однако часто выходит, что сверхчувственный уровень приходит в столкновение с чувственным (если не порождает его, на что и претендует религия). Поэтому люди, практикующие духовность, чувствуют необходимость объяснить ее чувственному миру в терминах собственной парадигмы. Люди науки могут отреагировать на это посягательство двояко: либо проигнорировать его и продолжать свое описание мира, как будто сверхчувственного мира не существует, либо попытаться развенчать подобные духовные притязания в теории и на практике.

 

     Наиболее дружественным ответом будет проверка претензий каждой стороны в утверждениях и открытиях других людей. Так, некоторые писатели о науке видят, что холизм восточных религий отражается в поведении вещества на квантовом уровне, тогда как восточные духовные мыслители рассматривают теорию относительности и квантовую теорию как современную иллюстрацию к теории майи. Подобные рассуждения несерьезны, так как они имеют мало общего с компонентами, дающими науке и духовности их силу: способность порождать полезную технологию (духовная сфера также обладает своими техническими особенностями) и совершать эффективные предсказания. Поэтому будет полезно рассмотреть основные источники научной и духовной силы.

 

 

 

          1|2|3 Следующая страница     

 

 

  

 

 

     (С) Веданта.ру

 

                                                                                                         


      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

Яндекс цитирования Rambler's Top100