Период философских сутр и формирования философских школ (систем)

 В этот период, продолжавшийся почти целое тысячелетие (прибл. V в, до н. э. — IV в. н. э.), литературная форма Упанишад постепенно сменялась формой сутр (1).


     Сутры как по содержанию, так и по языку крайне лаконичны. Каждая фраза сутр состояла из нескольких грамматически мало связанных между собой слов, а иногда только из одного сложного слова. Последовательность фраз составляла всю «нить» (сутра) изложения, а каждая фраза — «узелок» или «бусинку» для запоминания преподанного философского положения. С веками сутры стали обрастать различными толкованиями — бхашья, которые наслаивались одно на другое. По создавшейся традиции последующие мыслители, даже самые крупные, выступали не как творцы новых систем, а лишь как толкователи древней традиции. Само собой разумеется, что в «тайнопись» сутр каждый толкователь мог вкладывать (и действительно вкладывал) свой смысл, а последующие толкователи, объясняя взгляды более раннего и потому более авторитетного толкователя, вносили в учение свои взгляды, так что сама сутра терялась среди этого нагромождения и первоначальный ее смысл постепенно совсем утрачивался. Так рождалась бесконечная схоластическая полемика, оттачивавшая мысль в различных логических тонкостях, но истощавшая ее по существу (2).


     В Индии в эпоху раннего средневековья (прибл. IV-XI вв.) сила традиции комментирования была настолько велика, что ни один из философов страны не именовал себя создателем новой философии, хотя многие из них имели на то полное основание. Даже творец адвайты — крупнейшей философской системы объективного идеализма — гениальный Шанкара скромно говорил о себе, что он всего лишь… комментатор веданты.


     Со временем — во второй половине периода сутр — возникла «потребность в конспектировании основ различных систем, хотя бы кратких, без особых толкований, но достаточно понятных для подготовленного читателя. Так возникают карики — пособия, излагающие философские учения. В обобщении — периодом карик считается первая половина первого тысячелетия нашей эры» (3).

     Наибольшее развитие и распространение получили в Индии следующие девять систем, или школ: чарвака-локаята, джайнизм, буддизм, веданта, миманса, санкхья, ньяя, вайшешика, йога.


     Ссылки

     (1) Сутра (букв. «нить») — афоризм или собрание афоризмов, излагающих суть философского мировоззрения.

     (2) «Махабхарата», VII, ч. 2, стр. 106.

     (3) Там же.