Элементы материализма в философии ньяя

Ньяя (санскр. — правило, основание, метод, логическое заключение, «вхождение в предмет», вывод, логика вообще) — философская система (школа), оформившаяся приблизительно в конце I в. н. э. Зачинателем философии ньяя принято считать Готама (ок. III в. до н. э.). Его «Ньяя-сутра» — произведение в основе своей материалистическое.

     Найяики занимались по преимуществу разработкой вопросов теории познания, или «наукой о мышлении» (тарка-видья) (1). Их исходное положение: материальный мир (природа) существует объективно — «существование внешних предметов не зависит от источников познания». Предметы и явления природы познаются человеком с помощью пяти органов чувств. Все, что недоступно чувственному восприятию, не имеет реального существования. Поэтому не существует и Брахмы (бога).

     Чувственное восприятие предметов рассматривается как пробный камень достоверности (или истинности) наших знаний. Комментатор «Ньяя-Сутры» Ватсьяяна (IV в. п. э.) писал: «Когда происходит соприкосновение или контакт (санникарша или самбандха) органов чувств (индрия) со своим объектом, тогда мы получаем достоверное познание. Такое познание носит название пратьякша джняна (чувственное познание)».

     Мышление, способное вести человека к достижению истины, или «познание в согласии с реальностью», возможно, согласно найяикам, лишь при наличии четырех элементов: субъект познания (праматри), объект познания (прамея), достоверное познание (прамити), умозаключение (прамана) как средство познания.

     Найяики в основном занимались разработкой средств познания (праман). Поэтому для обозначения их учения нередко применяют термин праманашастра, или наука о праманах. Всего признавалось четыре вида праман: восприятие (пратьякша), вывод (анумана), сравнение (упамана) и свидетельство (шабда).

     Детальное рассмотрение философии ньяя в нашу задачу не входит. Мы хотим лишь подчеркнуть, что сенсуализм найяиков носит материалистический характер.

     Стремясь выявить сходство идей ньяи и чарваков, М. Рой в своей «Истории индийской философии» воспроизводит историческое предание о том, что «первая форма этой философии (ньяи. — В. Б.) была вылеплена рукой Брихаспати, поэтому-то до сих пор говорят о познавательной способности (буддхи) Брихаспати» (2).

     Позднее, в эпоху раннего средневековья, когда вместо религии брахманизма утвердился индуизм и натиск религиозной ортодоксии на материализм усилился, в рядах найяиков появились проповедники идеализма и теистических настроений (Вачаспати, Удаяна, Вардхамана и др.). Возникли различного рода попытки «логического доказательства бытия божия», проповеди веры в наличие индивидуальной души как субстанциального бытия и т. д. Вместе с тем атеистическую линию Готамы продолжали отстаивать Ватсьяяна, Уддьйотакара и Вишванатха.

     Следует заметить, что в трудах современных буржуазных ученых по истории индийской философии дает себя знать неумение исторически подойти к философии ньяя. Говорят о ней вообще, «в целом», но в пределах этого «целого» имеется в виду прежде всего средневековая ньяя, а точнее сказать — ее теистические и идеалистические привески (3). Аналогичным образом обстоит дело и с философской системой вайшешиков.

     Ссылки:

     (1) Найяики были создателями индийской формальной логики. Существует версия, что во время военного похода Александра Македонского в Индию жрецы-брахманы сообщили греческому философу Калисфену, находившемуся при армии Александра, полную систему логики ньяя, которую Калисфен передал Аристотелю, Эта логика якобы была положена в основу логического учения Аристотеля. Данная версия одно время получила широкое распространение в странах Востока. Однако современные ученые отвергают ее. «В сущности, ньяя значит логика, или наука правильного рассуждения, — пишет Джавахарлал Неру. — Она походит во многих отношениях на силлогизмы Аристотеля, хотя между ними имеются и существенные различия. Принципы, лежащие в основе логики ньяя, принимались всеми остальными системами (индийской философии. — В. Б.), и как своего рода умственная дисциплина ньяя преподавалась в школах и университетах Индии на протяжении всего древнего и средневекового периода и даже до сегодняшнего дня» (Д. Н е р у. Открытие Индии, стр. 190).

     (2) М. Рой. История индийской философии. М., ИЛ, 1958, стр. 416.

     (3) J. S i n h a. History of Indian Philosophy. Vol. II, 1952; H. Z i mmer. Philosophies in India. L., 1951; С. Ч а т т е р д ж и и Д. Д а т т а. Введение в индийскую философию, стр. 197; С. Р а д х а к р и ш н а н. Индийская философия, т. И, стр. 150—152.