Элементы стихийного материализма и диалектики у вайшешиков

В исторической и философской литературе принято считать, что основателем школы вайшешиков и автором Вайшешика-сутры является Канада (прибл. III в. до н. э.). Окончательная редакция сутр относится ко времени не позднее I в. н. э.

     По философии вайшешиков мы располагаем серьезным марксистским исследованием Е. И. Гостеевой (1), которая убедительно показала, что под религиозно-идеалистической оболочкой системы вайшешиков, относимой большинством буржуазных авторов к идеалистическим и теистическим системам, живым ключом бьет материалистическая тенденция, составляющая основное рациональное зерно системы. И это не случайно, ибо из всех систем индийской философии философия вайшешиков была наиболее тесно связана с естественнонаучными представлениями древних индийцев.

     Вайшешики исходят из признания объективного существования двух миров: сверхчувственного и чувственного. К рассмотрению сверхчувственного мира они подходят с дуалистических позиций, к рассмотрению чувственного мира — с позиций материалистических.

     Мы ограничимся лишь кратким изложением атомистики вайшешиков.

     Согласно Вайшешика-сутре, в основе развития чувственного мира лежат атомы, которые существуют в пространстве; их бесчисленное множество; они вечны. Все сущее состоит из четырех основных элементов; земли, воды, света (тедж) и воздуха. В соответствии с этим атомы, из которых состоят элементы, делятся на четыре рода: атомы земли, атомы воды, атомы света и атомы воздуха. Акаша (эфир) не имеет атомистического строения; он заполняет пустое пространство между атомами.

     Атомы непроницаемы, так как они неделимы. Их неделимость иллюстрируется следующим примером. «Представим себе, что мы разъединили ткань, тогда получаем пряжу. Следуя таким путем дальше, мы из этой пряжи получим хлопок, который можно разделить на бесконечно маленькие частицы. Наконец, мы достигаем такого положения, когда эти маленькие частицы хлопка уже не могут быть дальше делимы. Такая бесконечно малая и неделимая частица и называется атомом. Самая ничтожно малая частица, из комбинаций которых состоит мир, — это атом» (2).

     Сравнивая атомистические теории Демокрита и Канады, мы находим между ними значительные расхождения.

     Согласно Демокриту, атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь количественными чертами: формой, величиной, а также порядком и положением. На этой основе была разработана детерминистическая теория вселенной, согласно которой каждое событие является результатом необходимости, и в мире нет случайных предметов или явлений. Эпикур, продолживший линию Демокрита, придал атомам свойство иметь вес и постулировал, что им свойственно, кроме вертикального, еще и наклонное движение или отклонение от прямой линии (3). Таким образом, необходимость была дополнена случайностью; движение атомов было признано свободным.

     Согласно учению Канады, каждый атом качественно отличается от других, обладая «вишешей», т. е. неповторимой особенностью, которых существует столько же, сколько и самих атомов.

     Если, по Демокриту, атомы находятся в вечном и непрерывном движении (4), то Канада считает атомы неподвижными, инертными, лишенными внутреннего движения (5). Движение атомов — это их соединение и разъединение, механическое перемещение. Причина движения — воздействие внешнего предмета. Это «видимая» причина. Кроме видимой (осязаемой, наглядной, доступной восприятию) причины Канада постулирует существование «невидимой» (адришта) причины, которая рассматривается как первопричина движения всех атомов. Сила адришты — «природная», по не божественная (6).

     Итак, атомистическую теорию вайшешиков следует характеризовать как теорию материалистическую. Они исходили из признания материальности мира и рассматривали мышление человека (сознание, ум) как продукт материальных атомов.

     Ссылки:

  •      (1) См. Е. И. Г о с т е е в а. Философия вайшешика. Ташкент, 1963.
  •      (2) М. Р о й. История Индийской философии, стр. 356.
  •      (3) См. К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Из ранних произведений. М., Госполитиздат, 1956, стр. 45.
  •      (4) «Безначальны, — писал Демокрит, — причины того, что ныне совершается; искони, с бесконечного времени, они в силу необходимости предсуществуют, предваряя без исключения все [к о г д а — л и б о] б ы в ш е е, [н ы н е] с у щ е с т в у ю щ е е и б у д у щ е е» («Материалисты Древней Греции». М., Госполитиздат, 1955, стр. 64).
  •      (5) «Вайшешика-сутра», 5. I. 15.
  •      (6) R. G a r b e. The Philosophy of Ancient India. Chicago, 1899, p. 23.